Ярославский вокзал

Ярославский вокзал

Огромная территория Российской империи для проезда в разных направлениях требовала развития сложной транспортной сети. Во второй половине XIX столетия проходило активное строительство железных дорог, ведущих, в том числе, и на северо-восток. Функцию ворот для въезда в Москву играли новые вокзалы.  

Среди них Ярославский вокзал стал красивым входом со стороны Русского Севера, дальнего Востока. Здесь началось движение по самой длинной железной дороге мира. Она идет из Москвы во Владивосток. Несмотря на многочисленные перестройки с целью расширения, реконструкции строения сохранили свой красочный вид с отдельными первозданными фрагментами. А его стены, внутренние помещения хранят секреты, привлекают внимание не только вовремя проезда, но и в роли обычного посещения достопримечательности столицы. Она рождена замечательной идеей архитектора Ф.О. Шехтеля, его творением в стиле Русский модерн. 

Ярославский вокзал: расписание поездов и электричек

История вокзала

Первая частная железная дорога в России прошла для проезда к Троице-Сергиевой лавре. 

Сюда стремились попасть многочисленные паломники, а расстояние от Кремля до монастыря составляло 120 км. Пройти пешком его было сложно, и  по решению Александра II  в 1859 году началось строительство новой железной дороги, а вместе с ней вокзала. Финансовую поддержку дорогостоящей стройки оказывали Русский купцы. Среди них был Иван Федорович Мамонтов (отец знаменитого Саввы Мамонтова). Место для путей, платформ выбиралось долго. Рассматривались варианты рядом с Сухаревой башней, у Крестовской заставы, на 1-й Мещанской улице. Выбор пал на место старого Артиллерийского двора XVII столетия. В истории Москвы информация об этом месте существует с 1423 года и связана с существованием Красного пруда (Русальский, Великий, Красносельский). Среди водного царства древнего города (в XVI столетии здесь насчитывалось около 850 прудов) он отличался размерами. Рядом с ним находился знаменитый  Краснопрудный дворец, где императрица Елизавета Петровна устраивала «Комедийную храмину». 

Интересно, что так же назывался при Петре I театр на Красной площади. 

Постепенно формировалась знаменитая Комсомольская площадь (трёх вокзалов), захватившая огромное Каланчевское поле. Небольшой вокзал под названием Троицкий (1862-1870 годы) возводили по проекту архитектора М. Ю. Левестама на берегу Великого пруда. Это было небольшое, изящное строение со строгими линиями делового тона. Над ним возвышался флагшток с флагом ведомственной железной дороги. В вокзальный комплекс входил о паровозное депо и сарай для вагонов. Сюда первыми прибыли 8 паровозов фирмы Борзиг из Германии. Окончательный проект не одобрило Правление железной дороги.  Дальше руководил строительством архитектор Р.И. Кузьмин, при этом использовались некоторые элементы, идеи прежнего автора. Здание имело П- образную форму и два этажа. В центральной части находилась небольшая башня. Первый поезд в Сергиев Посад прошел в июле 1862 года. На картах 1867 года впервые появилось обозначение Ярославского вокзала.  

Интересно, что вокзал не раз менял своё название: в 1870 году вместо Троицкого вокзала он стал называться Ярославским. Под этим именем здание существовало до 1922 год. До 1955 года он носил название Северный вокзал. Отсюда шли поезда на Север и можно было проехать в Воркуту. В 1955 году вновь вернулось имя Ярославский вокзал. 

После продления железной дороги до Архангельска (1899 год) проблема расширения вокзала стала острой необходимостью. Практически в неизменном виде две платформы, пути продержались до 1900 года. Непредвиденный случай 1897 года ускорил события по реконструкции вокзала. Не успевший затормозить поезд (из-за технической неисправности тормозной системы), врезался в здание. Новым проектом занимался Л.Н.Кекушев, но он не был доведён до конца и архитектором стал Ф.О. Шехтель. С этого времени начинается период жизни вокзала, элементами которого мы восторгаемся сегодня. 

Современное здание вокзала 

Основной задумкой архитектора стало создание ансамбля, напоминающего древнерусскую постройку. Некоторые элементы фасада создавались по типу павильона Русского Севера для Нижегородской ярмарки 1896 года. В её оформлении принимал участие художник К.А. Коровин. Облик Ярославского вокзала формировался с учетом сурового, стройного стиля северных построек с 1902 по 1906 год. Особенностью нового здания стали его размеры: площадь возросла в три раза по сравнению со старым вокзалом. При этом сохранилась часть прежнего корпуса с расширением зоны для пассажиров. Построили два новых корпуса со стороны площади и один на заднем фасаде.   

Интересным фактом называется использование зеркала пруда для возведения новых зданий. Его засыпали. Причём делали это вручную за счет помощи местных жителей: был издан специальный указ об завозе грунта во время любого строительства частных домов. 

Появились интересные элементы фасада, внутренних помещений. В нишах входного фронтона величественно засверкали гербы основных городов Ярославской дороги: Архангельска, Ярославля, Москвы. Это Михаил Архангел, медведь с секирой (Ярославль), Георгий Победоносец, поражающий дьявола (Москва). Они стали символами всего Ярославского направления.  В архитектуре ансамбля удачно применили элемент ризалит или часть здания, выступающую за основную линию построек. Она не влияла на планировку внутренних помещений и играла только композиционную роль.  Причем для акцента симметричности комплекса чаще всего использовали три таких элемента: центральный ризалит и два боковых. Этот приём считается характерным для архитектурных приёмов Англии, России.  Его можно видеть в Санкт-Петербурге. Над центральным ризалитом возвышается фронтон сложной формы (часто треугольной), украшенный оригинальными элементами. Входной вестибюль выполнен в виде огромной входной арки, завершающейся козырьком килевидной формы. Высота «теремной кровли», стилизованный вид крепостных башенок, подзор, необычный «гребень» сделали облик строения причудливым, напоминающим волшебные сказания скверных народов. Керамические панно с растительным орнаментом, выполнены в приглушённой цветовой гамме. Это подтверждает природный образ Северных районов.  

Красивая мозаика с бирюзовыми узорами (она размещается на керамическом фризе) изготовлена в мастерской Саввы Мамонтова на основе эскизов Шехтеля. В их рождении принимал участие М.А.Врубель. 

Оригинальная крыша центрального входа, украшенная северным орнаментом из кованого железа, завершает здание вестибюля.  

Убранство внутренних площадей достойно перекликалось с внешним оформлением построек. Интересным элементом их украшения являлись подлинные творения Константина Коровина, изображающие жизнь северных народов: «Охота на моржей», «Прокладка железной дороги», « Северное сияние», «Лодки поморов в море», «Оленья упряжка», «Съёмка жира с кита» и другие. Во время поездок по полярной Норвегии он посещал разные живописные уголки Архангельской области. Картины купил Савва Мамонтов (он в тот период являлся председателем Ярославской железной дороги) и подарил для украшения вестибюля вокзала. Существует предположение, что среди современных помещений вокзала замурован вход в прежний VIP зал, в котором тоже были произведения знаменитого художника. Сейчас они находятся в Третьяковской галере, а вместо них висят хорошо изготовленные копии. В этом зале когда-то ожидали специального поезда Цеденбал, Ким Ир Сен, Мао Цзэ-дун, Чжоу Энь-лай. 

По предложениям Шехтеля в правой части вокзала размещались служебные помещения. Для залов ожидания выделили левое крыло комплекса. На втором этаже обустроили служебные помещения, кабинеты для членов правления дороги. Архитектору удалось гармонично, умело использовать пространство и разместить на нём вестибюль, кассы, разные залы ожидания, удобный доступ к платформам. При этом он активно применил современные строительные материалы, новые технологии. Однако поток пассажиров, грузов в северном направлении постоянно возрастал и требовал доработок. Первая реконструкция вокзала проводилась в 1966 году. Здания отремонтировали и на перроне возвели защитную стену из стекла. Основные работы в 1995 году принесли значительные изменения. Это ремонт отделки вместе с перепланировкой помещений, внедрение автоматической системы тушения пожаров, создание электронного табло с информацией о поездах. Были полностью реставрированы колонный зал, галерея. Она входит в небольшое число первичных предложений автора. Все остальное стало новыми элементами вокзала, созданными в разные исторические эпохи России (например, сталинских времен в виде паровоза). Но они по-прежнему рассказывают о древних традициях искусства, промыслов Архангельской, Ярославкой губерний, рождают специфическое настроение романтики перед поездкой на далекий Север.    

Структура вокзала 

Поезда дальнего следования, электрички проходят по 16 железнодорожным путям. При этом действует следующее разделение: 2 полотна выделены для поезда «Спутник», по 6 мчатся поезда дальнего следования и 8 обслуживают составы пригородного сообщения с основным процентом пассажиропотока. 

Первый электропоезд Москвы начал своё движение в июне 1928 году с Ярославского вокзала в Мытищи.  

Сейчас с вокзала предлагается доехать пригородным поездом в разных направлениях: Фрязино, Щелково, Александров, Болшево, Балакирево, Монино и т.д. Самыми загруженными считаются составы, идущие в Мытищи, Воронок, Сергиев Посад, Пушкино. Для разгрузки потока, повышения пропускной способности вокзала планируется создание дополнительного пути, который способен принять ещё 53 электропоезда. У пассажиров существует выбор проезда (он отличается скоростью и ценой) в скоростных электричках или воспользоваться эконом классным вариантом электропоезда.   

Для составов дальнего следования вокзал служит начальным узлом Транссибирской магистрали. Её «нулевой километр» размещается между четвертым, третьим путями. Отсюда идут международные поезда в Северную Корею, Китай, Монголию, отдаленные города Сибири. Общее число обслуживаемых поездов составляет свыше 300 единиц 

Уровень комфорта в обслуживании пассажиров соответствует современным требованиям и каждый пассажир легко, интересно и без сложностей ожидает свой рейс. Для этого обустроены информационные стенды, электронные табло с полной информацией о работе и местонахождении каждого элемента структуры. Работают удобные кассы по продаже билетов. Отдохнуть предлагается в залах ожидания обычных и с повышенной комфортностью. Во время путешествия с ребенком любого можно воспользоваться услугами специальной комнаты. Сдать груз на требуемое время возможно в одну из камер хранения. Стоимость указана для каждого вида конкретно и зависит от веса багажа и длительности его хранения. А вот посещение туалета при предъявлении билета проходит без оплаты. На территории вокзала есть много пунктов питания: кафе, рестораны, заведение быстрого питания. При необходимости медицинской помощи предлагается пройти в вокзальный медпункт. Товары в дорогу или сувениры на память предлагают многочисленные киоски. Не выходя со здания вокзала можно заказать трансфер, вызвать такси, забронировать номер в гостинице, сделать ксерокопию документов. В любом помещении работает бесплатный доступ в интернет. Для инвалидов предусмотрены входные пандусы на территории площади. В зале №2 оборудованы специальные места, установлены телефоны-автоматы. 

Интересно, что здесь с 1961 года периодически вводилась оплата за посещение провожающими. Это была забота о пассажирах с целью уменьшения толпы (сейчас из-за пандемии такая процедура была бы полезной). А еще в советское время в списанных вагонах обустраивали бюджетную ночевку. 

Как доехать 

Вокзал находится по адресу: Комсомольская площадь, 5.

Самым удобным способом проезда считается метро. Рядом находятся станции «Комсомольская2» красной Сокольнической ветки и «Кольцевая комсомольская» коричневая линия. Ближайшие остановки общественного транспорта находятся рядом со зданием. Это: автобусы № 122, 40, трамвай № 50,37,7, 13. Троллейбус № 421Ю 14, маршрутные такси. Остановка называется «Комсомольская площадь». К вокзалу можно приехать на личном автомобиле.  

При этом полезно знать, что рядом бесплатных парковок нет. В некоторых местах разрешается 15 минут не оплачивать. 

Ярославский вокзал является важным транспортным ансамблем, созданным людьми и временем в Москве. Историческая ценность архитектурного памятника, его величие, современное обустройство сделало его одним из значимых мест для гостей и жителей столицы. 

Информация о других железнодорожных вокзалах Москвы:

Белорусский вокзал

Восточный вокзал

Киевский вокзал

Казанский вокзал

Курский вокзал

Ленинградский вокзал

Павелецкий вокзал

Рижский вокзал

Савёловский вокзал

Делитесь интересной информацией с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

English
Deutsch
Italiano
简体中文
Русский