Исторический музей в Москве

Исторический музей в Москве

Красная площадь в Москве буквально дышит историей. Здесь нет места, чтобы он не было связано с прошлым страны. А если оторвать взгляд от Кремлевской стены и Мавзолея и посмотреть направо, то можно увидеть здание из красного кирпича, стилизованное под дворец, богато украшенное по фасадам. За его стенами хранится история России с древнейших времен до сегодняшнего дня. И хотя на крыльце редко можно увидеть очередь, но посещают его более миллиона человек в год – это Государственный исторический музей.

Политехническая выставка – предтеча музея

В июне 1872 года в Москве проходила Всероссийская Политехническая выставка, которую приурочили к двухсотлетию со дня рождения Петра I. Идейным вдохновителем выступили участники Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, действующем при Московском университете. На призыв Комитета, созданного для организации этого мероприятия, откликнулись из всех регионов России. Даже за границей проявили большой интерес.

Государственный исторический музей

Устроители заявили, что основная цель – популяризация знаний, а потом уже наглядно показать техническое развитие Российской империи. А уже потом сбор экспонатов для будущих музеев: Исторического и Политехнического. Выбор был большой, ведь свои достижения показывали более 10 тысяч ученых и мастеров из Российской империи и около 2 тысяч представителей европейских стран. На выставке работало более 25 отделов и частных галерей.

Исторический отдел был представлен портретами Петра I, его соратников, а также аграрные и промышленные изделия того времени. Для посетителей проводились лекции и публичные педагогические курсы. Все события освещала ежедневная газета «Вестник политехнической выставки».

Кроме этого один из разделов выставки назывался «Севастопольский». Здесь были артефакты, собранные во время археологических раскопок древнего Херсонеса. Кроме этого посетители могли узнать подробнее о героической обороне Севастополя. Именно организаторы этого отдела подали идею об организации самостоятельного музея, где можно подробней узнать об истории своей Родины. Надо отметить, что еще были свежи воспоминания о нашествии Наполеона, Крымской войне, поэтому в стране патриотический настрой, интерес к прошлому и настоящему был на небывалом подъеме.

Императору Александру II их предложение понравилось и 9 февраля 1872 г. было подписано распоряжении. Будущий музей должен был назван в честь наследника престола – великого князя Александра Александровича.

Таким образом Исторический музей с самого основания получил много интересных экспонатов, а его сотрудникам не пришлось по крупицам собирать свои фонды.

Основатели Исторического музея

Главными идейными вдохновителями будущего музея стали археологи: Алексей Уваров и Иван Забелин. Уваров руководил Московским археологическим обществом, регулярно выезжал в экспедиции, а Забелин, работая в Дворцовой конторе архивариусом, занимался историей Москвы и раскопками скифских курганов.

Алексей Уваров

Они изначально четко продумали структуру музея, сколько необходимо залов, из чего и как формировать экспозиции, подготовили критерии, по которым выбирались наиболее ценные и интересные экспонаты. На основе этой подготовительной работы планировалось сделать архитектурный проект. Дело в том, что они учитывали опыт русских коллекционеров, когда выставки и галереи зачастую хранились в домах или неприспособленных помещениях, а от э того, терялась ценность и не многие могли увидеть коллекции. Оставалось только начать строительство.

Начинание отцов-основателей Исторического музея горячо поддержало научное сообщество, и даже в императорской семье нашлись покровители.

Строительство

Было решено выделить территорию у Кремля, между Никольской и Сенатской башнями, так что музей изначально занял место в самом сердце России. Московская городская дума пожертвовали на благое дело здание Земского приказа, стоявшее на Красной площади. Оно было построено еще в XVII веке и к этому времени обветшало. Когда его снесли, то задумались, как будет выглядеть новый музей. Необходимо было учесть много нюансов.

На конкурсе победил проект художника Владимира Шервуда, хотя до этого он не занимался строительством. Впрочем, этот проект одобрили далеко не все. Заказчики хотели, чтобы новое здание сочеталось с уже оформившемся архитектурным ансамблем: кремлевскими башнями, Собором Василия Блаженного, торговыми рядами.

Шервуд предложил доселе невиданный «русский стиль». Здание должно быть прямоугольной формы, со сложной внутренней геометрией, по фасаду украшено декоративными башенками и сложными наличниками на окнах. Художник явно взял за основу архитектурные особенности кремлевских башен, элементы Покровского храма, Коломенского дворца и церквей, храма Вознесения в Путинках и Троицы в Останкино. После долгих обсуждений высочайшая комиссия приняла новаторский проект. Большую помощь Шервуду оказал московский архитектор и инженер Анатолий Семенов.

Не обошлось без споров с Уваровым, он стал первым директором Исторического музея. Когда обсуждалась концепция то Шервуд доказывал – первично общее впечатление от залов, поэтому большое внимание необходимо уделить выборам больших картин, а артефакты в витринах лишь дополняют экспозиции. На что Уваров возмущенно возражал, что панно второстепенно, а важны предметы, все же он был археологом и потому каждый экспонат был дорог. С большим трудом, но компромисс был достигнут.

Тем временем строительство затягивалось. Как обычно не хватало денег, ведь работы велись за счет личных средств энтузиастов и добровольные пожертвования, позже из государственной казны начали выделять деньги. Но когда началась русско-турецкая война (1877 год) финансирование прекратилось, стройка замерла. Не видя перспектив от дел отошли Уваров и Шервуд. Только в 1881 году, накануне вступления на престол Александра III вновь подключилось Министерство финансов. К дню коронации этот долгострой необходимо было закончить.

К этому времени музей был передан в ведение Министерства финансов. Понимая всю важность нового культурного учреждения Москвы было дано новое титульное название – Императорский Российский Исторический музей. В 1883 году первые посетители вошли в эти богато украшенные залы, где лежали исторические сокровища, собранные практически со всей империи. Поэтому над центральным входом укреплены две даты: 1875 – начало строительства и 1883 – открытие музея.

Здание возводили по последнему слову техники: геральдические скульптуры и флаги на шатрах были оснащены поворотными механизмами, чтобы выдержать сильные порывы ветра. На самых высоких башнях закрепили двуглавых орлов. На первом этаже полы украсили мозаиками, ступени лестниц из каррарского мрамора. В оформлении залов принимали участие почти все знаменитые художники тех лет.

XX век в жизни Исторического музея

После революции 1917 года название изменили на Государственный Российский исторический музей. Но его судьба буквально висела на волоске, новая власть организовала специальную комиссию для коренной реорганизации. Особо революционно настроенные деятели предлагали в его стенах отрыть фабрику, неоднократно предлагали выбросить все «поганые черепки» и «никуда не годные бумаги». Но здравомыслящие люди спасли историко-архитектурное наследие.

В 1922 году музей значительно расширился, к нему были присоединены музей Дворянского быта 40-х годов, «Музей-собор Василия Блаженного», «Музей быв. Грузинская церковь», «Музей архитектурных памятников села Коломенского», «Музей Пафнутьев-Боровского монастыря», «Генуэзская крепость» в городе Судак в Крыму, «Музей Александровского монастыря», Палаты бояр Романовых, «Новодевичий монастырь».

Работа сотрудников теперь заключалась в пропаганде нового строя, поэтому в 1935 году с башенок сняли двуглавых орлов, геральдические фигуры львов и единорогов. Когда готовились к 20-летию Октябрьской революции было уничтожено много росписей и деталей интерьера. В 1940 году обсуждался проект автомобильной эстакады, которая должна была соединить Красную площадь с улицей Горького (сейчас Тверская улица), а для этого необходимо было снести Исторический музей, но от идеи быстро отказались.

Государственный исторический музей

Когда началась Великая Отечественная война и в столице была объявлена эвакуация, самые ценные экспонаты из выставочных залов и запасников были вывезены в Поволжье, а потом в Казахстан. Но даже в таких условиях музей продолжал работать, только однажды из авианалетов сотрудники были вынуждены закрыться на 8 дней. Надо отдать должное музейщикам, даже в эти тяжелые дни они собирали будущие экспонаты на фронте и тут же проводили выставки, ибо верили в победу, а в людей вселяли надежду.

После войны деятельность Исторического музея расширялась, о нем хорошо знали не только жители Советского Союза, но даже иностранцы хотели прогуляться по его выставочным залам, окунуться в прошлое России.

В 1991 году ГИМ получил особый статус – головной научно-методический центр всех российских исторических и краеведческих музеев.

В 1986 году музей закрылся на ремонт. Власти решили ему вернуть первоначальный вид, который задумывался основателями. Работы затянулись до конца 2003 года, последним штрихом стало возращение на свои места львов и единорогов.

Экспозиции Государственного Исторического музея

Концепция, заложенная создателями, не изменилась – каждый зал посвящен определенной исторической эпохе. Росписи повторяют знаменитый дворцовые и церковные фрески, ведь каждый зал был специально спроектирован под выставляемые экспонаты.

Например, в зале «Неолит» лежат копии наскальных рисунков, обнаруженных на берегах Ангары, Белого моря и Онежского моря. А зал «Восточная Европа и Античный мир» похож на свод склепа из крымского царского кургана Куль-Оба, который исследовали археологи в XIX веке.

Государственный исторический музей

Когда оформляли выставку «Древнерусский город», то копировали фрески церкви Спаса-на-Нередице, построенной в 1199 году. Во время фашистской оккупации храм погиб, поэтому росписи стали бесценны. Архитектурные памятники древнего Владимира были взяты за основу при создании зала «Внутренняя и внешняя политика государства (середина XVII – первая половина XIII веков». Копии росписи Успенского собора (XII век) и белокаменной резьбы, украшавшей Дмитриевский собор, подчеркивают богатое убранство всей экспозиции. Всего же на двух этажах открыто 39 залов. Экскурсия с выставки о первобытном обществе и постепенно, переходя из зала в зал человек может увидеть все важные исторические вехи России.

Для тех, кто любит цифры:

• 360 часов уйдет на осмотр только основных экспозиций;

• Надо будет пройти 4 тысячи шагов;

• Длина залов – 3 километра;

• В фондах хранится более 5 миллионов экспонатов;

• За год сюда приходит около 1,5 миллиона человек;

• В стенах музея постоянно открываются новые выставки.

Кстати, здесь снималось несколько сцен фильма «Брат – 2». В музее помнят об этом и в 2020 году во время акции «Ночь в музее» провели лекцию об этом легендарном фильме. А сам Балабанов невольно показал, какими беззащитными были музеи в 90-е годы XX столетия.

У Исторического музея работают филиалы и выставочные залы, распложенные в Москве:

• Покровский собор (Красная пл., храм Василия Блаженного);

• Музей «Палаты бояр Романовых» (ул. Варварка, 10);

• Музей Отечественной войны 1812 года и выставочный комплекс (Площадь революции, д. 2/3);

• Новый выставочный зал (Красная площадь д. 1, в здании Государственного Исторического музея).

Официальная информация:

Сайт Государственного исторического музея — https://shm.ru

Как доехать до музея: на метро до одной из трех станций на выбор: Площадь Революции, Театральная или Охотный ряд. В залах станций висят указатели «К историческому музею».

Телефон справочной службы: +7 (495) 692-37-31

Электронная почта shm@shm.ru

Телефон экскурсионного центра +7 (495) 692-37-31

Электронная почта: visitor@shm.ru

График работы Исторического музея:

Понедельник, среда, четверг, воскресенье — с 10:00 до 17:00

Пятница и суббота — с 10:00 до 20:00

Вторник — выходной день

Желаем вам хороших и познавательных экскурсий!

Делитесь интересной информацией с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

English
Deutsch
Italiano
简体中文
Русский