Малый театр

Малый театр

«Малый театр! … Это русская Academie des Sciences!

Это коллегия бессмертных!»

Александр Амфитеатров

Малый театр имеет статус национального достояния и состоит в списке особо ценных культурных объектов России. Малый – это не просто сцена на которой выступают артисты. Это своего рода зеркало эпох, ведь в нем нашли отражение все явления жизни общества, его идеи и желания.

История Малого театра

История Малого театра началась в 1756 году, когда Елизавета Петровна подписала указ о создании Российского для представления комедий и трагедий театра. Во главе театра был известный драматург М. М. Херасков. На протяжении 18 века театр развивался, но во времена правления Павла 1 театральное искусство со временем пришло в упадок. В отличие от петербургского театра Малый зародился не при дворе, а в недрах университета. Его труппа была любительской и играли в ней студенты Московской гимназии. На его основе был создан Большой Петровский театр. Именно на его сцене прошла премьера первой постановки «Женитьба Фигаро». Первые десятилетия жизни театр был в большей степени частным. И только спустя 50 лет, в 1856 году, театр получил статус императорского, говоря современным языком государственного. Малый театр вошел в контору придворных императорских театров и им начали управлять из Петербурга.  В 1822 году театр отсоединили от Петербурга решив, что он не удобен. И московский Малый театр стал муниципальным, он стал подчиняться главе Москвы Д. В Галицину. Просуществовав как муниципальный довольно долгое время, позднее он снова вернулся под власть петербургской конторы. И просуществовал в таком зависимом от Петербурга состоянии вплоть до февральской революции.

При правлении Александра 1 начался подъем культуры. В 1824 году театральная труппа переехала на Петровскую площадь, которую позже начали называть Театральной. В дом на Петровской который принадлежал купцу Василию Варгину. Купец практически даром отдал здание дирекции императорских театров. Под нужды театральной труппы здание было перестроено архитектором Александром Элькинским. Также к расширению и перестройке театра приложил свою руку выдающийся русский архитектор Константин Тон.

26 октября 1824 года здесь показали драматическое балетное представление о рыцарях. Это был первый спектакль, который в своем новом здании сыграла труппа будущего Малого театра. Когда были построены здания Малого и Большого театров, то название малый было придумано для противопоставления их друг другу. Употребляли слово «малый» лишь в виде сравнения с находившемся рядом Большим театром. Позднее название Малый закрепилось именно за театром и только в 20 веке это название закрепилось за труппой, которая играла в этом театре — московской драматической труппой. Труппа у Большого и Малого театров была общая. Театры были объединены подземным переходом, который в последствии был заделан во время реконструкции Малого театра.

Малый театр с памятником Островского

Репертуар театра был очень разнообразен. На его подмостках притворяли в жизнь и классические драмы и легкие комедии. Еще при жизни великого поэта А. С. Пушкина на сценической площадке Малого театра были обыграны вариации его трех произведений: «Руслан и Людмила», «Бахчисарайский фонтан», «Цыган».

Основными творческими личностями, определившими дальнейшее развитие сценического искусства театра, оказались П. С. Мочалов, В. А. Каратыгин и М. С. Щепкин. В конце 1831 года была впервые полностью представлена постановка «Горе от ума» А. С. Грибоедова, которой удалось выразить новые идеи в жизни общества. В мае 1836 года представили «Ревизор», а в 1842 поставили «Мертвые души» и «Женитьбу» Н. В. Гоголя.

Несмотря на разгром здания в период революции и прихода советской власти театр был достаточно быстро восстановлен благодаря стараниям А. И. Южина. В 1918 году при театре начинает функционировать театральная школа. А уже через год театру присваивают звание академического.

Сцена Малого театра

Спектакли Малого театра отличались разнообразием и качеством постановок. Для него готовили работы И. Тургенев, А. Сухово-Кобылин, А. Островский, играющий важнейшую роль в жизни театра и многие другие. Именно благодаря произведениям Александра Николаевича Островского театр обзавелся вторым названием — «Дом Островского». В отличии от тех, кто придерживался старых театральных взглядов Островский своими произведениями привнес новый подход в театрализованность. Именно с его участием в жизни театра появилось понятие «актерский ансамбль». Его реформаторские позиции служили поводом для конфликтов с учениками старой школы. В постановках драматург отходил от восторженности присущей императорским театрам, он описывал простой быт и подчеркивал особую значимость всего актерского состава, а не только главного героя. В своих пьесах, которые заложили основы национального репертуара, он показал вереницу узнаваемых персонажей присущих тому времени – чиновников, купцов, помещиков, слуг и других. Островский очень любил Малый театр, он принимал участие в репетициях и имел дружеские отношения с актерами. Некоторые пьесы были написаны им для конкретных актеров театра и даже по их просьбе. Все 48 пьес писателя ставились на сцене театра. Постановки Островского имели такую популярность, что еще при жизни драматурга Малый театр стали называть Дом Островского. И на протяжении всего времени они являются неотъемлемой частью репертуара. В 1929 году перед театром установлен памятник А. Островскому работы архитекторов Н. Андреева и Ф. Шехтеля.

Мемориальная квартира А. И. Сумбатова-Южина

Хозяином этой квартиры в историческом центре Москвы в Большом Палашевском переулке являлся артист и директор Малого театра, популярнейший драматург, князь А. М. Сумбатов-Южин. Здесь первыми и любимейшими гостями всегда были артисты, среди которых и великая М. Н. Ермолова. Здесь проводятся творческие встречи и вечера, выставки, конференции. Сегодня здесь можно не только прикоснуться к истории, но и познакомится с современным Малым театром.

Адрес: пер. Б. Палашевский, д. 5/1

Малый театр сегодня

Нынешнее поколение актеров и режиссеров чтят традиции и используют в своей работе опыт предшественников.  Сегодня в репертуаре театра можно увидеть пьесы А. Островского, А. Чехова, Л. Толстого, Д. Фонвизина, Н. Гоголя, А. Грибоедова:

  • «Волки и овцы», «Бешенные деньги», «Свои люди – сочтемся!»;
  • «Вишневый сад», «Три сестры»;
  • «Власть тьмы»;
  • «Недоросль»;
  • «Ревизор»;
  • «Горе от ума».

Но кроме русской классики здесь можно увидеть и зарубежную. Активная и продуктивная творческая жизнь театра распространяется и за его пределы. За последние несколько лет Малый театр с гастролями объехал многие уголки нашей планеты. Театр является основоположником фестиваля «Островский в доме Островского» и проводит его на постоянной основе во всероссийском формате.

Малый хранит не только традиции классической постановки, но и свою историю. При театре работает программа по реставрации исторических костюмов. Благодаря ей сегодня можно увидеть наряды, в которых в 1937 году играли премьеру «Борис Годунов».

Свой сегодняшний вид, зрительный зал получил после грандиозной реконструкции во второй половине 20 века. С 2012 по 2017 года театр снова попал под масштабную реконструкцию. За этот период Малый стал ещё ближе к комфортным современным условиям. Новое техническое оснащение сцены позволяет ставить спектакли любой сложности.

Трупа Малого театра составляет свыше 100 человек, а суммарное количество работников достигает 700 человек.

Сегодня в исторических фойе Малого собираются не только поклонники «Мельпомены», но и любознательные туристы. Малый театр проводит экскурсия для всех желающих.

Интересные факты о Малом театре:

  • Впервые поворотный сценический круг был использован в 17 веке в Париже. В нашей стране он появился в 1900-м году впервые именно в Малом театре.
  • Когда-то на работу монтировщиками в театр брали моряков. Они привыкли лазить по мачтам, поэтому бесстрашно и без страховки развешивали над сценой занавес и декорации.
  • Пространство под сценой называют трюмом. Это один из немногих морских терминов, которые сохранились в Малом.
  • Раньше в старом императорском театре, для того, чтобы сменить декорацию от сцены к сцене нужно было, например, опустить занавес и перевесить цветной задник. И такая смена декораций иногда продолжалась 20 минут. Оркестр, который находился перед сценой, как раз занимал эти паузы между сменами декораций.
  • В 1943 году был образован Фронтовой филиал, в задачи которого входило творческое сопровождение функционирующих частей армии. В военные годы Малым театром и его филиалом было представлено более 2700 фронтовых выступлений. А в 1944 году на денежные средства, которые театру удалось собрать была отстроена и отправлена на фронт эскадрилья самолетов которая носила название «Малый театр – фронту!»

Где находится и как добраться: Город Москва, Театральная пл. д. 1

Автобус:

  • К, М2, М3, М10, М27, Н1, Н2, Н11, 101, 144, 904 до остановки «Театральная площадь».

Метро:

Станции сообщаются между собой переходами.

Малый театр всегда имел большое влияние на русскую культуру, на настроения в обществе и являлся значимым центром духовной жизни Москвы. Артисты говорят, что Малый театр на самом деле очень большой. В нём одновременно работают сразу несколько театральных поколений и для молодых актёров великая честь работать в театре с такой историей. Сохраняя свои традиции, он привносит в современность, особую атмосферу которая окутывает зрителя, как только он переступает порог театра.

Делитесь интересной информацией с друзьями

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

English
Deutsch
Italiano
简体中文
Русский