Музей-Усадьба «Абрамцево»

Музей-Усадьба «Абрамцево»

Государственный историко – художественный и литературный музей – заповедник Усадьбы «Абрамцево» располагается в Сергиево-Посадском районе Московской области. Этот живописный уголок природы простирается вдоль побережья реки Воря — левого притока Клязьмы.

Прогуливаясь по берегу реки, невозможно не почувствовать ауру волшебства и таинственности. В давние времена местные пейзажи облюбовали художники и поэты. На этой земле родились герои всеми известных и любимых книг, здесь были написаны многие живописные картины, значительная часть из которых украшает Третьяковскую галерею.

В этой усадьбе гостили, жили и творили люди, оставившие значительный культурный след в русской истории.

Собственники усадьбы Абрамцево: от конца XVI века до революции 1917 года

Земли «Абрамцево» в разное время принадлежали разным людям. Они передавались по наследству, продавались. Позднее были национализированы.

Волынские

Самым первым владельцем поместья «Абрамцево», имевшего тогда название «Обрамково» был помещик Волынский, в чью собственность входило и соседское поместье Мутовка. Впервые в архивных документах упоминание о существовании такой земли происходит в 1580 году. Усадьба принадлежала Волынским с конца XVI века до 1727 года и ничем примечательным отмечена не была.

Головины

Начиная с 1727 года, по 1783 год владение перешло к Ф.И. Головину — отставнику, отслужившему 20 лет на флоте под руководством Петра I.

В его руках поместье преображается. На пустоши вырастает барская усадьба: большой одноэтажный дом и регулярный красивый сад, умело разбитый на трех искусственно насыпанных террасах, ведущих к берегу реки Воря. С южной стороны владений — проселочная дорога, единственная в то время, ведущая по направлению к Хотьковскому монастырю, а оттуда к Троице-Сергиевой Лавре и Москве. С запада – хозяйственные постройки, на севере – фруктовые сады.

Окружающая небольшой дом местность богата рыболовными и охотничьими угодьями, лесами, полными ягод и грибов.

Молчановы

С 1797 года по 1840 год Абрамцево находилось в собственности Л.В. Молчанова, который надстроил над господским домом мезонин, а парковый спуск к реке украсил террасой. Искусственный пруд, расположившийся неподалеку от реки, был выкопан и залит водой в годы владения поместьем Молчановым.

Неведомские

Совсем недолго, с 1841 года по 1843 год оно принадлежало В.В. Неведомскому.

Аксаковы

С 1843 года по 1870 год в этом поместье нашли уют и вдохновение Аксаковы. С их приходом усадьба заиграла новыми красками: здесь зародилась активная творческая жизнь, сделавшая Абрамцево известным поместьем.

Мамонтовы

С 1870 года по 1917 года владение было приобретено семейством Мамонтовых, изменивших имение до того вида, которое известно нашим современникам.

С именами Аксакова и Мамонтова усадьба Абрамцево неразрывно связана и сейчас, спустя многие годы после их смерти.

Современное «Абрамцево»: место для вдохновений

Музей-заповедник «Абрамцево» посещают, чтобы насладиться живописными видами, познакомиться с историей и культурой великого времени, когда жили и занимались творчеством известные писатели, поэты и художники, проникнуться вдохновением этих волшебных мест, вдохновлявших в свое время и великих людей, слава об искусстве которых дошла до наших дней.

Сергей Тимофеевич Аксаков: до и после приобретения усадьбы «Абрамцево»

Современному поколению имя С.Т. Аксакова наиболее известно как имя автора сказки «Аленький цветочек». Между тем, Сергей Тимофеевич в первой половине XIX века представлял собой интересную и более разнообразную личность. Он был современником таких известных людей, как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Н.Г. Чернышевский, В.Г. Белинский.

С. Аксаков родился в 1791 году в г. Уфе в семье прокурора. Будущий писатель рано научился читать, обучался в Казанской гимназии, окончил Казанский университет. Будучи студентом, Аксаков участвует в создании рукописных журнальных изданий. Позднее работает переводчиком в законодательной Комиссии. Одновременно с этим занимается литературной деятельностью, что открывает для него большие возможности для создания знакомств и связей в писательско-актерской среде.

Покупка Усадьбы «Абрамцево»: то, о чем мечтали

В конце 1930-х годов, после смерти отца, Сергей Аксаков получает наследство в 800 крепостных душ и несколько поместий. Продав земли, Аксаков с супругой покупают Усадьбу «Абрамцево», что под Москвой. Вместе с детьми, они перебираются жить в новый дом. Здесь все благоволит для того, чтобы заняться хозяйством и литературным творчеством. Лесные массивы, живописная речка, уединенная и тихая природа. Аксаков даже сочинил стихотворение, вдохновленный тем, что наконец-то он приобрел для жилья именно тот дом, о котором мечтал.

Большую семью Аксакова устроил и господский дом, и соседствующие архитектурные постройки. Они не внесли в них корректировок, оставив в прежнем состоянии. Единственное, что они добавили – это жилой флигель на юго-западе поместья.

Писательская деятельность: вопреки трудностям

Здесь писательский дар С. Аксакова проявился в полной мере. Несмотря на ухудшение здоровья (писатель страдал заболеванием глаз), из под его пера выходят известные произведения, такие как: «Записки ружейного охотника», «Записки о рыбалке» и ряд других. Утратив полностью зрение, писатель диктует свои сочинения дочери – Вере, которая послушно записывает произведения горячо любимого отца.

Рассказы и очерки Аксакова на охотничью и рыболовную тему охотно печатали издательства. Их с удовольствием читали современники и высоко оценивали такие мастистые мастера, как Гоголь, Чернышевский и Тургенев. Книги имели практическое значение и были написаны хорошим художественным языком, интересным и понятным к прочтению.

Среди работ, над которыми работал писатель, была и автобиографичная «Семейная хроника», частями выходившая в журналах. Но этому произведению не суждено было быть законченным. Несмотря на изменения имен, всем сразу становилось понятным, кто именно скрывается за персонажем. А так как содержание хроник подчас обличало факты самодурства хозяев — помещиков и нелегкого труда их крестьян, то отношения с родственниками стали портиться и писатель прекратил их писать. Свою семью Аксаковых он представлял в хрониках под фамилией Багровых.

«Аленький цветочек»: воспоминания детских лет

Маленький Сережа Аксаков впервые услышал сказку про аленький цветок от ключницы Пелагеи, простой русской девушки. Та, в свою очередь, познакомилась с этой историей под названием «Красавица и зверь» в переводе с французского языка и дополнила ее сказочными элементами: известными пословицами, словами персидских торговцев о восточном хрустале и аравийском золоте. Французская же сказка имела европейские корни: это была литературная обработка сказания о красавице и чудовище Г. Виллинева.

Будучи уже состоявшимся писателем, Аксаков излагает на бумаге пересказ сказки, услышанной им в детстве. Со своей стороны он изменяет ее стиль, делая изложение более напевным. Свою сказку он посвящает своей внучке Оленьке и называет ее «Оленькин цветочек».

Рождение этой сказки, дошедшей до наших времен, произошло в Усадьбе «Аксаково». На основе этой сказки сняты многочисленные адаптированные варианты мультфильмов и художественных фильмов. По ее мотивам ставят театрализованные постановки и балеты.

«Аленький цветочек» вошел в Книгу рекордов России как самый долгосуществующий спектакль Московского театра имени Пушкина (постановка идет с 1949 года).

«Аксаковские субботы» в «Абрамцево»: творческие литературные посиделки

Двери Усадьбы в бытность Аксаковых были открыты для многочисленных друзей и знакомых писателя, среди которых были такие значительные личности, как И. Тургенев, Ф. Тютчев и даже Н. Гоголь, почитавший работы Аксакова. Именно знакомство с Гоголем побудило писателя выбрать для своего литературного творчества путь реалистичной прозы. После смерти Гоголя, Аксаков писал о нем мемуарные воспоминания.

Усадьба Аксаковых стала центром притяжения для многих творческих личностей. Вскоре появилась традиция собираться в ее стенах по субботам. На высокоинтеллектуальных дружеских субботних сборах присутствовали поэты, писатели, журналисты, ученые и актеры. Все любили посещать усадьбу и вести неторопливые беседы и диспуты по разным вопросам в литературоведческой, общественной и политической сферах. Для многих из участников субботних вечеров эти встречи дарили вдохновение для развития своей творческой деятельности.

Так, «Дворянское гнездо» Тургенева содержит описание усадьбы Лаврецкого, схожее с аксаковским поместьем: заросший лопухами, малиной и крыжовником сад, выходящий к пруду. А главная героиня Лиза Калитина списана с Веры Аксаковой, дочери главы семейства. Такие произведения как «Отцы и дети» и «Накануне» также содержат описание героев, схожих с реальными личностями – членами аксаковского семейства.

Смерть Аксакова: десятилетнее запустение поместья

В 1859 году «Абрамцево», после смерти С. Аксакова переходит по наследству к одной из его дочерей. В нем больше никто не живет, никто не собирает творческие «Аксаковские субботы». Ставни заколочены, приходит запустение.

Спустя десять лет, владение покупает семья Мамонтовых. Глава семейства Савва Мамонтов, известен как потомственный предприниматель и покровитель деятелей искусства. В «Абрамцево» снова забурлила жизнь.

Савва Мамонтов: жизнь и деятельность в Усадьбе «Абрамцево»

Савва Мамонтов родился в семье купца и видного деятеля Ивана Мамонтова, одного из основателей Московско-Ярославской железной дороги, участника первых бакинских нефтяных разработок. Учился в Петербургском Горном университете, по окончании которого активно помогал в работе своему отцу. После смерти отца перенял его дело.

Читайте также:  Истра

Савва Мамонтов был меценатом. Он любил свою родину, русское искусство, и целенаправленно вкладывал в его развитие свой капитал.

Приобретение Усадьбы «Абрамцево»: большой простор для больших планов

Будучи уже пять лет в браке с Елизаветой Сапожниковой, Савва Мамонтов принимает решение о покупке пришедшей в запустение Усадьбы «Абрамцево» и о переезде в нее.

На тот момент у Мамонтовых уже было трое детей, а в Абрамцево родились еще две дочери. Интересным фактом становится выбор имен пяти детей Саввы Мамонтова: они поочередно называются по буквам, повторяя его имя: Сергей, Андрей, Всеволод, Вера, Александра. И их ровно пять, как и букв в имени главы семейства.

Имея возможность купить более солидное и роскошное жилье, С. Мамонтов все же остановил свой выбор на данном имении. Этому поспособствовала история поместья, в котором ранее собирался писательско – актерский контингент. Это было близко по духу вращавшемуся в творческой сфера С. Мамонтову.

Ремонтные работы: восстановление старого, строительство нового

В последующее десятилетие в усадьбе проводят ремонт. Полностью были перестроены помещения Людской и Кухни, в основном доме сделан капитальный ремонт, а среди сооружений добавились новые: амбар, ветряная водокачка, сарай, каретный сарай с конюшней, помещения для скота.

Фруктовый сад также был обновлен, в нем были выстроены тепличные оранжереи, впоследствии в которых прекрасно плодоносили солнечные персики, наблюдать которые может любой желающий и сейчас, взглянув на картину «Девочка с персиками» В. Серова.

Супруга Саввы Мамонтова – Елизавета Григорьевна (в девичестве Сапожникова, по одной линии она являлась родственницей Станиславского, а по другой Третьякова) вела активную деятельность по улучшению своего поместья. По ее инициативе были построены школа, больничный блок и столярная мастерская, впоследствии положившая начало знаменитому декоративному русскому промыслу (Кудринская деревянная резьба).

Помимо этих сооружений, была выстроена и студийная Мастерская, где в свободное время любил заниматься лепкой и сам хозяин владения.

За время посещения Усадьбы многочисленными художниками и творческими деятелями, территория была облагорожена и другими постройками. Так, по проекту Васнецова, в «Абрамцево» появилась Избушка на курьих ножках. Была возведена и Спасская церковь, ставшая началом стиля отечественного модерна.

В 1890 году в поместье создается гончарная мастерская по изготовлению изразцовых печей. В ней с особым вдохновением трудился М. Врубель. Позднее в гончарной мастерской приспосабливаются к изготовлению декоративной керамической посуды, скульптур. Здесь производят и майоликовые камины.

Мамонтовский «художественный кружок»: на смену «аксаковским субботам»

Савва Мамонтов с детства испытывал особую любовь ко всем видам искусства. Он учился рисованию в Риме, брал уроки пения в Милане, посещал театральную студию Островского. Вращение в творческих кругах интеллигенции способствовало созданию тесных связей с художниками, писателями, актерами и музыкантами. Те охотно посещали Усадьбу «Абрамцево», черпая в ней свое вдохновение. Так возникло уникальное духовное общество, пришедшее на смену всеми любимых «аксаковских суббот». Впоследствии оно получило название «Мамонтовский художественный кружок».

Посещения культурной интеллигенцией Усадьбы «Абрамцево» носили характер свободного творчества. Здесь играла музыка, членами кружка разыгрывались спектакли. Царящая атмосфера гармонии и единства способствовала рождению новых идей.

Савва Мамонтов был величайшим организатором. Он имел невероятное чутье на таланты, умел вдохновлять, не ограничивая творческую свободу, ненавязчиво оказывал материальную помощь

Картины, рожденные в «Абрамцево»: величайшие работы художников

Мамонтовы славились своим гостеприимством. К ним запросто можно было приехать погостить на день, а остаться жить на месяц. Многие художники пользовались этим и с удовольствием принимали приглашение остаться. Здесь они, среди спокойной живописной природы, писали свои полотна, ставшие впоследствии шедеврами отечественной школы живописи. На картинах появлялись не только пейзажи «Абрамцево», но и члены семьи Мамонтовых.

Многие полотна, написанные в «Абрамцево», впоследствии составили Золотой фонд русского изобразительного искусства.

«Девочка с персиками»: Валентин Серов и 12-летняя Вера Мамонтова

«Девочка с персиками»

Портрет Веры Мамонтовой – задорной 12 летней дочери хозяина дома был написан художником в столовой Господского дома. Персики на столе выращены в абрамцевской оранжерее, кленовые листья сорваны в прилегающем парке.

Интерьер кухни сохранен до настоящего времени. И сейчас, спустя многие годы, можно сравнить его с изображенным на полотне и не найти отличий.

«Аленушка»: Виктор Васнецов и живые жизнеутверждающие глаза Веры Мамонтовой

Картина «Аленушка»

Свою «Аленушку В. Васнецов писал не с Веры Мамонтовой, но как впоследствии признался, глаза натурщицы были изменены на Верины. Такими настоящими русскими и жизненными глазами казались ему очи любимой всеми Веры. Природа же на картине – абрамцевская, тихий пруд.

«Богатыри»: Виктор Васнецов и Андрей Мамонтов (Алеша Попович)

«Богатыри»

Прототипом для изображения младшего из богатырей – Алеши Поповича стал сын Саввы Мамонтова – Андрей. Своим телосложением он как нельзя лучше подошел под задумку художника.

Лошади на картине также нарисованы не по памяти. Это были настоящие, самые лучшие скакуны из конюшни Мамонтовых.

«Летний пейзаж» или «Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцеве»

«Летний пейзаж» или «Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцеве»

На картине Ильи Репина изображена его супруга – В. Репина, идущая по мостику через реку. Сама картина пронизана спокойствием и размеренностью природы, в тени которой спрятался уголок Абрамцево. А на мостике – трогательная и изящная фигура дамы в прогулочном платье, наслаждающейся тишиной и умиротворением, царящим вокруг.

В будущем семейная пара распадется, но картина сохранит тот чудесный момент, когда она была создана.

«Видение отроку Варфоломею»: первое панно из цикла о Сергие Радонежском

«Видение отроку Варфоломею»

Картина Михаила Нестерова. Реально существующий пейзаж, зарисовки которого на своем полотне делал М. Нестеров, можно наблюдать со скамьи Врубеля в Абрамцево.

Идея о создании полотна, а впоследствии и целого цикла картин о С. Радонежском возникла у художника за три года до начала писания картины, после смерти горячо любимой супруги М. Нестерова.

Впоследствии, дача в Абрамцево стала одним из самых любимых мест автора, где он творил, вдохновляясь красотами естественной природы.

«Не ждали»

«Не ждали»

Картина Ильи Репина о нежданном возвращении ссыльного в родной дом. Полотно имеет два варианта: малое, датируемое созданием с 1883 по 1898 года и большое, создание которого приходится на 1884-1888 года.

По одной из версий, полученной от источника – сына владельца Саввы Мамонтова – Всеволода, И. Репин начал писание этого полотна в Абрамцево, находясь в гостях у гостеприимных Мамонтовых. Интерьер пола на картине идентичен тому, который находится в Абрамцево. А прототипом горничной стала работница Мамонтовых – Надя.

«Осень в Абрамцево»: красота девственно-чистой природы

«Осень в Абрамцево» картина Василия Поленова

Картина Василия Поленова о любимом и дорогом его сердцу времени года. Художник – один из первых, кто стал писать живописные пейзажи на открытом воздухе. Такой способ писания получил название «пленэр».

На картине изображена заводь реки Воря в период вступления осени в свои права. На ее берегу величавый лес. Сюжет лишен бытовых деталей, на полотне запечатлена исключительно природа – так называемый «чистый» пейзаж.

Среди полотен, созданных в «Абрамцево», много пейзажей Репина, Врубеля, Нестерова, Поленова, Коровина и других, не менее известных художников. Так, здесь появились такие произведения, как «Прудик. Абрамцево» и «Зима в Абрамцево. Церковь» В. Серова, «На лодке. Абрамцево» и «Березовая аллея в Абрамцеве» В. Поленова, «Осинки. Абрамцево», «Абрамцевские дали» и «Лесная тропинка» А. Васнецова, «Речка Воря. Абрамцево» К. Коровина, «В Абрамцевском парке» и «Последний снег» И. Остроухина, «Весна. Абрамцево» и «Река Воря в Абрамцеве» М. Нестерова, «Плетень. Абрамцево» И. Грабаря, «Лето. Река Воря» В. Рождественского, «Абрамцево. Этюд» И. Левитана, «Абрамцево» И. Репина и другие.

Кудринская резьба: уникальный абрамцевский народный промысел

Мамонтовые кружковцы во главе с четой Мамонтовых увлекались коллекционированием предметов местного народного творчества. Это подтолкнуло их к переоборудованию в столярно-резчицкую имеющуюся столярную мастерскую.

Как возникла кудринка: Репиховский исток

В 1882 году художниками И. Репиным и В. Поленовым в соседствующей с Абрамцево деревней под названием Репихово была обнаружена мудрено резная подкарнизная доска. На ней причудливые цветы, ягоды и декоративные розетки были изображены среди волнистых узоров.

Изящество и простота техники, с которой была создана эта доска, засели в умах художников и вдохновили их на создание нового вида резьбы по дереву. Так появилась абрамцево-кудринская резьба, или просто кудринка, как ласково прозвали ее в народе.

Курсы художественной резьбы: обучение будущих мастеров

Многие умельцы из ближайших деревень приходили в кудринскую мастерскую бесплатно получать декоративно – художественное образование, а затем оставались и работать.

В процессе обучения ученики посещали уроки рисунка и живописи, получали навыки практической работы с режущими элементами. Выпускникам мастерской дарили в подарок специальный набор инструментов.

Создание нового стиля: сочетание фольклора и модерна

Руководство кружком осуществляла Елена Поленова – сестра художника и основоположница стиля модерн. Она самостоятельно создавала широкий ассортимент орнаментных эскизов, по которым изготавливалась резная мебель и другие предметы быта. Уникальное соединение фольклорных деталей крестьянского мастерства с современным модерном делали производимый товар модным брендом.

Читайте также:  Отдых с детьми в Подмосковье

Резную абрамцевскую мебель продавали в специальном магазине в Москве, а затем в Санкт-Петербурге и других русских городах. Она пользовалась широким спросом среди зажиточной части населения, несмотря на дорогую стоимость. Каждый считал своим долгом иметь в доме хотя бы один такой предмет мебели.

В 1900 году деятельность абрамцевских мастеров была оценена по достоинству. Изделия, выставленные на Всемирной выставке в Париже, были удостоены почетными наградами.

Именно абрамцевские мастера оформляли фасады отеля «Метрополь», а также наружное декорирование здания Третьяковской галереи.

Будущее Кудринской резьбы

В процветание абрамцевской кудринки огромный вклад внес выпускник мастерской В. Ворносков. Он открыл собственное производство, продолжающее традиции кудринской художественной резьбы. Его артели изготавливали предметы, имеющие собственный подчерк и стиль. В них гармонично сочетались геометрические и плоскорельефные растительные орнаменты.

После революции ворносковская артель не прекратила свое существование, а расширилась и переросла в крупное предприятие, численность работников в котором превышала сто человек. За время своего существования предприятие участвовало в многочисленных выставках, как в России, так и за ее пределами. В его копилке множество заслуженных наград и дипломов.

Сегодня кудринское производство перенесено в г. Хотьково, при нем существует Фабрика художественных изделий, а мастеров для этой фабрики обучают в Абрамцевском художественно – промышленном колледже им В.В. Васнецова.

Судьба Усадьбы «Абрамцево»: музейный статус

Конец XIX века был ознаменован для семьи Мамонтовых печальным событием. Глава семейства был арестован по делу о финансовых махинациях и отправлен в тюремное заключение. Несмотря на последующее оправдание и освобождение, Савва Мамонтов теряет почти все материальные блага.

Это не касается «Абрамцево». Усадьба, оформленная на супругу, остается во владении семьи.

События революции 1917 года внесли серьезные изменения в сложившийся уклад. Наряду с другими поместьями в стране, Усадьба «Абрамцево» национализируется. 10 октября 1918 года на нее выдается Охранная грамота Наркомпроса. Так произошло рождение музейного заповедника, а первым его создателем стала младшая дочь бывшего мецената – Мамонтова Александра Саввишна.

Музей осуществлял свою деятельность до 1932 года, позднее на его территории был организован Дом отдыха для работников искусства. Частыми его гостями стали Т. Хренников, Л. Орлова, Г. Александров.

С 1938 года Дом отдыха перепрофилируется под Санаторное учреждение, предназначенное для работников сферы образования. По другую сторону реки Воря вырастает поселок Художников.

В период Второй мировой войны в Абрамцево разворачивается военный госпиталь.

В послевоенное время части территории усадьбы возвращается музейный статус, его хранителем становится сын Саввы Мамонтова – Мамонтов Всеволод. Другая часть территории отдается под размещение Санатория для работников Академии наук.

В 1970-х годах музей «Абрамцево» становится полноправным хозяином всей ранее принадлежавшей ему территории и получает современное название «Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник Абрамцево».

Архитектурно-парковый ансамбль Музея «Усадьба Абрамцево»

Архитектурно – парковый ансамбль музея – усадьбы составляют строительные объекты как памятники архитектуры XVIII-XIX веков, прилегающая парковая зона с прудами и арт-объектами. Общая занимаемая площадь музея составляет 150 га.

Каждое строение усадьбы содержит различные экспозиции – объекты музейного богатства. Всего насчитывается более 20 тысяч предметов скульптуры и живописи, декоративно-прикладных изделий и фотографических документов.

Справа от входа на усадебную территорию расположены реконструированные помещения Людской и Кухни. Раньше Людская совмещала в себе рабочую кухню и прачечную, а в утраченном мезонине располагались жилые комнаты. Сегодня же здесь можно осмотреть интерьер, посетить экскурсию, приобрести сувениры. В бывшей Людской работает экскурсионное бюро и лавка с сувенирами.

Кухня

Кухня в музее «Усадьба Абрамцево»

Строение 1870 года. Здание построено вместо обветшалой кухни семьи Аксаковых и относится к периоду владения усадьбой Мамонтовыми.

В центре помещения была установлена печка, вокруг нее кухонные атрибуты. Здесь же была и комната для прислуги.

В настоящее время это музей крестьянского быта. Помещение используется для выставки многочисленной коллекции русских народных предметов и изделий, которые так тщательно собирали участники мамонтовского кружка из различных российских губерний. Здесь скалки, прялки, ковши, сундуки, игрушки и другие образцы деревянной резьбы, резная мебель и бытовые принадлежности.

Господский дом

Господский дом в музее «Усадьба Абрамцево»

Строение конца XVIII века. Самое старинное архитектурное сооружение в Усадьбе, памятник деревянного зодчества в классическом стиле. Здание неоднократно ремонтировали, перестраивали, достраивали.

Дом представляет собой двухэтажное здание из дерева с двумя флигелями.

Восточный фасад дома с открытой террасой устремлен на парк, западный с двумя крылечками – на двор. Парадное крыльцо предназначено для пользования хозяевами и их гостями, служебное – для прислуги.

Внутри дома анфиладные комнаты, расположенные в два ряда параллельно фасадам. С восточной стороны роскошные парадные гостевые комнаты и залы.

С западной стороны менее роскошные комнаты. Это помещения, предназначенные для повседневной жизни: жилые хозяйские покои, тихие рабочие кабинеты.

Между собой анфиладные ряды комнат соединены коридорами. Второй этаж – мезонинный. Он был пристроен выше первого этажа еще в период владения Усадьбой Молчановыми. На мезонинном этаже всего две комнаты, одна из которых предназначалась для особенных гостей. Ее часто любил занимать Н. Гоголь. Именно здесь он впервые прочитывает первую главу второго тома бессмертного произведения «Мертвые души».

Сегодня в анфиладах расположены две большие основные музейные экспозиции. Одна из них рассказывает о периоде проживания в поместье Аксаковых, другая – о Мамонтовых. Обстановка барского дома исторически сохранена: мебель, несколько картин, созданных на этой земле, книги, покрытая изразцами печь Врубеля.

Красная Гостиная

Красная Гостиная в музее «Усадьба Абрамцево»

В главном доме расположена знаменитая Красная гостиная, в которой так любили проводить вечера пребывающие в Усадьбе участники художественного кружка. В этом интерьере были разыграны спектакли, в том числе и ставшая известной «Снегурочка» Островского, где роль деда Мороза досталась Виктору Васнецову.

В комнате сохранена мебель семьи Мамонтовых, по стенам развешаны их портреты. На синей скатерти памятные автографы знаменитых гостей усадьбы, которые стараниями Елизаветы Григорьевны и Веры были вышиты и оставлены на века. Из гостиной имеется выход на открытую террасу.

Мастерская

Мастерская в музее «Усадьба Абрамцево»

Строение 1873 года. Образец архитектурного псевдорусского стиля XIX века. В аксаковский период на этом месте располагался флигель с юго-восточной стороны от Господского дома. При Мамонтовых эта территория была отдана под Мастерскую. Под руководством архитектора В. Гартмана возведено одноэтажное жилое деревянное строение с плоской кровлей и пристроенной к нему скульптурной мастерской.

От самой крыши до карниза мелкие детали здания декорированы уникальной резьбой. С западной стороны здания крыльцо, ведущее в сени. От него можно пойти напрямую в скульптурную мастерскую или свернуть направо к жилым комнатам.

Внутреннее помещение мастерской имеет высокую естественную освещенность. Свет падает из обычных прямоугольных оконных проемов на противоположных стенах и огромного окна на всю центральную стену. Дополнительный источник света проникает через кровельные окна, так как потолочные перекрытия в помещении отсутствуют. В парк ведет застекленная дверь.

В этих стенах в творческих трудах провели много времени С. Антакольский, В. Васнецов, С. Репин и сам хозяин усадьбы. Жилые же комнаты занимали Серов и Остроухов.

Сегодня здесь выставлена постоянная экспозиция музея о творческой деятельности М. Врубеля в области керамики и живописи. Особую ценность представляют керамические изделия Абрамцевской гончарной, созданные в 1890 – х годах. Среди них наиболее известные экспонаты: «Египтянка», керамическая сюита «Снегурочка», изразцы печей, декоративные вазы.

Особое внимание привлекает картина 21-летней Веры Мамонтовой, выросшей «Девочки с персиками». Картина под названием «Девушка с кленовой веткой», написанная В. Васнецовым, занимает одну из стен мастерской и располагается напротив модели того самого платья, в котором героиня изображена на полотне. Милое жемчужное платье, ставшее венчальным для Веры, заключено в стеклянный короб и выставлено для показа посетителям музея.

Баня – Теремок

Баня – Теремок в музее «Усадьба Абрамцево»

Строение 1878 года. Памятник архитектуры псевдорусского стиля. Здание имеет один этаж и располагается с северной стороны от Господского дома. При Аксаковых на этом месте располагалась баня, которая впоследствии была разобрана.

Архитектором Бани-Теремка был И. Ропет. Под его руководством вырос сказочный домик с крыльцом, сенями и мезонином. В теремке две комнаты, по центру одной из них старая русская печь. Маленькие окошечки таинственно выглядывают из-под высокой четырехскатной крыши. Все здание украшено резьбой, а причудливая крыша придает строению ту сказочность, которая и была задумана архитектором.

Первоначально Баню использовали по назначению, а позднее переоборудовали под гостевой домик.

Сегодня это помещение используется музеем для оформления выставки экспонатов столярно-резчицкой мастерской. Многие эскизы для них были придуманы художницей Е. Поленовой.

Церковь Спаса Нерукотворного

Церковь Спаса Нерукотворного в музее «Усадьба Абрамцево»

Строение 1882 года. Один из первых архитектурных объектов в стиле отечественного модерна. Это сооружение появилось не столь благодаря высокой религиозности семьи Мамонтовых, сколь необходимостью оказать помощь жителям близлежащих сел. Во время разлива реки Воря добраться на противоположный ее берег, чтобы посетить церковь, было невозможно.

Читайте также:  Музей-усадьба «Архангельское»

Архитектурный облик церковного здания, дошедший до наших времен, стал работой двух архитекторов. Первоначально церковь строилась по проекту В. Поленова, который взял за образец будущей постройки новгородскую церковь XII века Спаса на Неридице. Строение на проекте получилось суровым и тяжеловесным, а фасадные части требовали более детальной проработки.

На помощь пришел В. Васнецов со своим сказочным мировоззрением. Завершая проект, он брал за образец московско-ярославские храмы. Им были переработаны основные пропорции будущего религиозного учреждения, завершено оформление фасадов.

В результате возведенное здание получилось декоративным и живописным, гармонично вписывающимся в облик парковой территории.

Храм является ярким примером результата коллективной творческой работы мастеров – участников мамонтовского кружка. Каждый из них внес в него свою лепту, оставил частичку своей души. Мастера владели разными видами искусства интерьерного оформления: от вышивки до отделки камня.

К оформлению церкви подходили со всей тщательностью. Стараясь выполнить резной орнамент в средневековом русском стиле, кружковцы выезжали в разные русские города: Ростов, Ярославль и другие. Оттуда они привезли много икон, ставших теперь частью музейной экспозиции. Многие иконы были написаны и самими кружковцами. Так, Репин изобразил лик Спаса Нерукотворного, Васнецов написал образы Богоматери и Сергия Радонежского, Неврев – изображение Николая Чудотворца, Поленов стал автором Благовещения. Кроме того, по его эскизам были выполнены основные церковные элементы интерьера: иконостас, хоругви, киоты и церковная утварь.

Перед самым открытием церкви для прихожан, Васнецов успевает украсить однотонно окрашенные клиросы изображениями собранными им самолично бабочек и полевых цветов. Этот же затейливый рисунок лег и в основу украшения цементного пола. Тот был выложен разноцветными камешками, собранными на берегах реки Воря и покрыт мозаикой в виде цветка.

Печь в церкви – индивидуальная работа М. Врубеля, им она была установлена и оформлена.

Позднее, в связи со смертью Андрея Мамонтова, церковная ризница переделывается под Часовню. Там хоронят Андрея. Со временем у одной из стен храма образуется Некрополь семьи Мамонтовых. Помимо Андрея, там захоронены Вера Мамонтова, Елизавета Григорьевна и сам глава семейства Савва Иванович Мамонтов.

Сегодня в храме совершаются богослужения, но исключительно в связи с памятными датами «Абрамцево».

Избушка на курьих ножках

Избушка на курьих ножках в музее «Усадьба Абрамцево»

Строение 1883 года. Возведено вблизи стен Спасского храма по эскизу В. Васнецова. В сказочно-эпической беседке привычные фундаментные столбы заменили пни. Двускатная тесовая крыша опирается на толстобревный сруб. На фронтоне с северной стороны сооружения вырезанная конская голова. В декоре беседки нашлось место и другим сказочным персонажам – летучим мышам и совам.

Сени избушки покрыты соломой, а с противоположной им стороны есть маленький балкончик.

Скамья Врубеля

Скамья Врубеля

Строение 1915 года. Одна из лучших работ Врубеля в области керамики.

Михаил Врубель проводил в усадьбе больше времени, чем многие другие художники. Это было связано с тем, что он руководил майоликовой мастерской Мамонтовых, выполнял поставленные перед ней заказы, создавал декорации для спектаклей «Частной оперы Мамонтова».

На территории поместья Михаил познакомился со своей будущей супругой Надеждой Забелой. Для нее он придумал эскиз костюма Царевны-Лебедь из произведения «Сказка о царе Салтане». Затем написал известную картину, для которой позировала Забела.

Уникальное сооружение, именуемое как «Скамья Врубеля» или иначе «Диван» расположено за аллеей пионов, в одном из парковых уголков Абрамцево под названием «Таньонов нос». Эта насыпная часть была оборудована гувернером семьи Мамонтовых Ю. Таньоном под маленький садик, отсюда и пошло название места.

С насыпи открывается панорама на Долину отрока Варфоломея, изображенную на картине художника Нестерова. В садике художники любили проводить дневные плэнеры, а по вечерам любоваться заходом солнца.

Сегодня скамья, изготовленная в мамонтовской майоликовой мастерской и отделанная изразцами ручной работы по эскизам самого Врубеля, защищена от посетителей прочной стеклянной витриной, установленной вокруг нее со всех сторон. Посидеть на ней не удастся.

Поленовская дача

Поленовская дача в музее «Усадьба Абрамцево»

Строение 1882 года. Небольшое простое одноэтажное здание, предназначенное для отдельного проживания художника Н. Поленова с его молодой супругой. Со своей будущей женой Василий Поленов познакомился здесь же, в усадьбе. Это была двоюродная сестра Елизаветы Мамонтовой – Наталья Якунчикова.

В этом домике семья жила какое-то время, здесь же Николай продолжал и работать. Кроме того, домик служил сценой для проведения множества домашних спектаклей, где в роли героев охотно выступали как члены семьи, так и все проживавшие гости в доме Мамонтовых.

Позже домик стал сдаваться внаем. В период Первой Мировой войны в его комнатах размещался военный лазарет для ослепших солдат. А после организации в усадьбе домов отдыха, это помещение было выделено под столовую.

Сегодня, в музейную бытность, помещение используется для организации временных тематических выставочных экспозиций.

Музей «Русские художники XX века»

Музей «Русские художники XX века» в музее «Усадьба Абрамцево»

Строение 1938 года. Здание возводилось как лечебный корпус при Санатории работников образования.

Сегодня в нем размещены музейные экспонаты художественного творчества живописцев, создававших свои полотна в Усадьбе «Абрамцево» в начале XX века. Среди авторов картин П. Кончаловский, И. Машков, И. Грабарь и другие. Чаще это жители поселка художников, что располагался по другую сторону реки Воря.

Парк «Абрамцево»

Парк «Абрамцево»

Усадьба стоит в окружении большого живописного парка. Местами он рукотворен, а местами дикорастущ. В лесных участках растут деревья солидного возраста.

Прямо перед Господским домом возвышается Черешчатый дуб, возраст которого превысил двести лет. Этот великан был посажен в 1770 году. Диаметр его ствола составляет около полутора метров, а высота около тридцати метров. Любимый всеми гигантский дуб огорожен забором и в шутку получил название старейшего сотрудника музейного учреждения.

К северу от дома шумит липовая «аллея Гоголя», напоминающая о посещении известным писателем еще аксаковской усадьбы. По ней два писателя любили прогуливаться, уединившись ото всех.

Здесь есть и памятная Римская роща, каждое из деревьев в которой было посажено всеми членами мамонтовской семьи и их многочисленными гостями. Высажена она была после посещения Мамонтовыми Италии.

Пруды «Абрамцево» так и просятся на холст, обрамленные живописными объектами природы. Всматриваясь в живописный пейзаж у берега пруда так и кажется, что вот здесь сидит васнецовская «Алёнушка» и смотрит на водную гладь.

Нижний пруд необычно огорожен деревянными мостиками почти в самом русле речки Воря. Верхний (иначе названный как Поленовский) небольшой и выглядит традиционно.

Наиболее ухожен парк с южной стороны усадебного дома, здесь по террасам можно с легкостью спуститься к реке, обойти все природные уголки, рассмотреть скульптурные объекты, будто сошедшие со страниц сказок. С северной стороны парк кажется диким. Здесь высотой в человеческий рост растет крапива и к берегу реки подойти тяжело. Зато летом здесь можно собирать ягоды и грибы.

В парке можно увидеть ископаемые древности половецких народов IX – XI веков. Это Каменные бабы, найденные при проведении раскопок в Донецко-Мариупольском крае при строительстве железной дороги. Они были самолично привезены в усадьбу Саввой Мамонтовым и поставлены всем на удивление.

С 1995 года «Абрамцево» включено в список памятников федерального значения.

Условия посещения

Вход на территорию Усадьбы «Абрамцево» платный. Посетить ее можно в период с октября по апрель с 10.00 до 18.00 ежедневно, с мая по сентябрь с 10.00 до 19.30. В выходные и праздничные дни режим работы продлен до 20.00 часов.

Господский дом разрешено осматривать лишь в сопровождении экскурсовода. Стоимость экскурсии в составе не более 15 человек 300 рублей. Для посещения других построек предусмотрена доплата от 70 до 200 рублей. Возможна покупка единого билета стоимостью 500 рублей.

По понедельникам и вторникам предусмотрено исключительно посещение парковой зоны «Абрамцево». Стоимость прогулки 60 рублей. При приобретении более дорого билета, парковая прогулка бесплатна.

Последний четверг месяца парк закрыт для посещений, проводится санитарный день.

У входа в парк организована стоянка и велопарковка, имеется кафе.

Где находится

Московская область, Сергиево-Посадский район, городское поселение Хотьково, село Абрамцево, улица Музейная д.1.

Как добраться

От железнодорожной станции «Абрамцево» необходимо пройти пешком по лесной тропе с деревянным настилом. Время пути составит примерно 20 минут.

Чтобы посмотреть в Москве как можно больше, с пользой и интересно провести время, необходимо тщательно спланировать променад и определиться с приоритетами. Представляем Вам возможные заслуживающие внимания варианты:

Куда сходить в Москве

Красивые места в Москве

Где отметить день рождения

Смотровые площадки Москвы

Куда сходить с детьми в Москве

Где в Москве можно побывать бесплатно

Ночная Москва: 35 идей куда сходить поздним вечером

Куда сходить с девушкой: варианты идеальных свиданий

Делитесь интересной информацией с друзьями

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

English
Deutsch
Italiano
简体中文
Русский